Як-40
Пассажирский реактивный самолет ЯК-40 с тремя турбореактивными двигателями предназначен для пассажирских и грузопассажирских воздушных перевозок на местных авиалиниях. Два турбореактивных двигателя установлены на пилонах в хвостовой части фюзеляжа, а третий - внутри хвостовой части фюзеляжа.
Як-4 (ББ-22)
В 1939 году в КБ А.С.Яковлева был разработан быстроходный, с высокой аэродинамикой и обтекаемыми формами двухмоторный разведчик Як-4. Максимальная скорость этой машины была 575 км/ч. Як-4 превысил скорость бомбардировщика СБ на 150 км/ч и это при одинаковых используемых двигателях.
И-16
Истребитель И-16 был разработан в 1933 году в КБ Н.Н.Поликарпова. Первый полет опытного экземпляра (ЦКБ-12) состоялся 31 декабря 1933 года и пилотировал его В.П.Чкалов. И-16 представлял собой свободнонесущий низкоплан с убирающимися шасси. На И-16 ставился мотор воздушного охлаждения М-25.

Многоцелевой транспортный самолет Ан-72 был разработан в ОКБ им. О.К.Антонова для замены самолета Ан-26. Первый полет опытного Ан-72 состоялся 22 декабря 1977 года. Этот самолет предназначен для десантирования воздушных десантов, перевозки войск, вооружения, боеприпасов и других материальных средств. На базе самолета Ан-72 создано несколько модификаций:
Ан-72А, Ан-72АТ - транспортные самолетыгрузовой самолет (1948)
Ан-720 - административный самолет
Ан-72П - патрульный самолет
Ан-74 - транспортный самолет для эксплуатации в условиях Арктики (1984)
Ан-74А - вариант самолета Ан-72А с новым бортовым радиоэлектронным оборудованием
Ан-74ТК, Ан-74ТК-100 - грузопассажирские самолеты
Ан-74П-100 - самолет-салон, предназначенный также для грузовых перевозок
Ан-71 - самолет дальнего радиолокационного обнаружения (опытный, программа прекращена)

Самолет выполнен по схеме “высокоплан”. Свойства Ан-72 как самолета короткого взлета и посадки, обусловлены мощной механизацией крыла и повышенной тяговооруженностью. Особенность схемы самолета – расположение двигателей над поверхностью крыла, что практически исключает попадание в них посторонних предметов с земли, обеспечивает увеличение подъемной силы на взлете и посадке благодаря обдуву верхней поверхности крыла и закрылков газовыми струями двигателей, приводит к снижению шума на местности и в кабине за счет экранирования крылом струй двигателя. Силовая установка состоит из двухконтурных турбореактивных двигателей Д-36 с тягой по 6500 кгс каждый, или Д-436 с тягой по 7500 кгс с системой реверса тяги. Грузовой люк в хвостовой части фюзеляжа, опускающаяся на землю или убирающаяся под фюзеляж рампа и низкое расположение пола, обеспечивают удобные условия для десантирования людей, техники, грузов, а также для загрузки их и выгрузки. Герметичный грузовой отсек способен вмещать 68 пассажиров. По своим транспортным возможностям Ан-72 превосходит самолет Ан-26 в 5 раз. Бортовое оборудование обеспечивает транспортировку и десантирование людей и грузов днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях и включает: пилотажно-навигационное, радиосвязное и десантно-транспортное оборудование, электрооборудование, систему автоматического регулирования давления в кабине и противообледенительную систему. Самолет находится в серийном производстве.

Летно-технические характеристики

Год создания 1977
Экипаж 5 человек
Скорость максимальная 720 км/ч
Скорость крейсерская 550-600 км/ч
Практический потолок 10100 м
Дальность перегоночная 4800 км
Дальность действия 800-2000 км
Длина разбега при нормальной взлетной массе 620 м
Длина пробега при нормальной взлетной массе 420 м
Максимальный взлетная масса 32000 кг
Нормальная взлетная масса 27500 кг
Масса пустого самолета 19500 кг
Максимальная боевая нагрузка 650 кг
Максимальная полезная нагрузка 5000 кг
Размах крыльев 31,89 м
Длина самолета 28,07 м
Высота самолета 8,65 м
Двигатель, тип ТРД Д-36
Двигатель, тяга 2*6500 кгс