Самолет АНТ-9 начали проектировать в декабре 1927 года под руководством конструктора А.Н.Туполева. В октябре 1928 года был утвержден макет самолета, а 1 мая 1929 года самолет АНТ-9 был выставлен на обозрение на Красной площади в Москве. В мае-июне 1929 года начались государственные испытания девятиместного цельнометаллического самолета АНТ-9. В процессе их проведения экипаж в составе М.Громова, И.Михеева и И.Спирина выполнил на АНТ-9 перелет по маршруту Москва - Одесса - Севастополь - Одесса - Киев - Москва. После этого перелета самолет получает название "Крылья Советов" и М.М.Громов с восемью пассажирами на борту выполняет еще один труднейший перелет, теперь уже над странами Европы, по маршруту Москва - Травемюнде - Берлин - Париж - Рим - Марсель - Лондон - Париж - Берлин - Варшава - Москва. М.М.Громов пролетел 9037 км за 53 летных часа и со средней скоростью 117 км/ч. С мая началось серийное производство этого самолета. АНТ-9 представлял собой свободнонесущий высокоплан с тремя французскими моторами воздушного охлаждения "Гном-Рон-Титан" (230 л.с.), два из которых стояли на крыле, а один в носу фюзеляжа. Несмотря на принятое в 1929 году решение о серийном производстве АНТ-9, его выпуск тогда организовать не удалось из-за отсутствия поставок импортных моторов "Гном-Рон-Титан". Только в 1931 году начали выходить серийные машины с тремя советскими моторами М-26, а затем с американскими "Райт" (300 л.с.). Однако М-26 оказались ненадежными, а поставки американских моторов вскоре прекратились. Проблема мотора была решена в конце 1931 года, когда на самолет вместо трех поставили два двигателя М-17. Силовая установка была полностью взята с военного Р-6. В такой модификации самолет выпускался серийно под название ПС-9. По основным экономическим показателям ПС-9 уступал АНТ-9 с тремя "Гном-Рон-Титан", а также самолету К-5. Использование ПС-9 оказалось выгодным в жарких и высокогорных условиях, т.е. там, где требовалась более высокая, чем у К-5, энерговооруженность. Помимо этого, цельнометаллическая конструкция ПС-9 обеспечивала ему намного больший срок службы, чем самолета К-5. В 1933 году два самолета АНТ-9 с американскими моторами "Райт" были переданы для эксплуатации в Дерулюфт. В Германии гофрированные крылья были дополнительно обтянуты полотном, что привело к увеличению скорости полета. В 1935 году один самолет передали в Агитэскадрилью имени Максима Горького. Этот самолет получил название "Крокодил". На месте центрального мотора был установлен длинный декоративный кожух, разрисованный художником в виде челюсти крокодила. Самолет предназначался для агитационных полетов по стране, которых было выполнено очень много. Несколько АНТ-9 с американскими моторами использовали ВВС страны. Всего было выпущено 66 серийных самолетов, из которых большую часть составляли ПС-9.
Летно-технические характеристики
Год создания 1931
Мотор М-17ф
Мощность 2*730 л.с.
Длина самолета 17,01 м
Размах крыльев 23,85 м
Взлетный вес 6200 кг
Экипаж 2 чел
Число пассажиров 9 чел
Максимальная скорость 228 км/ч
Практический потолок 5100 м
Дальность полета 700 км
Год создания 1931
Мотор "Гном-Рон-Титан"
Мощность 3*230 л.с.
Взлетный вес 5044 кг
Экипаж 2 чел
Число пассажиров 9 чел
Максимальная коммерческая загрузка 1050 кг
Крейсерская скорость 170 км/ч
Дальность полета с максимальной коммерческой загрузкой 1000 км
|