Ли-2 (ПС-84)
В 1935 году в США фирмой "Дуглас" был разработан пассажирский самолет DC-3. Машина оказалась необычайно удачной. Она отличалась хорошими пилотажными качествами, высоким, по тому времени, уровнем комфорта, совершенным комплексом связного и пилотажно-навигационного оборудования.
ТБ-3 (АНТ-6)
Проектирование нового четырехмоторного тяжелого бомбардировщика ТБ-3 (АНТ-6) в КБ А.Н.Туполева началось в 1925 году. Опытный экземпляр был поднят в воздух летчиком М.М.Громовым 22 декабря 1930 года. После проведения успешных летных испытаний самолет рекомендовали к серийному выпуску.
Ту-142
Дальний самолет противолодочной обороны Ту-142 был разработан в ОКБ А.Н.Туполева для борьбы с новейшими подводными лодками вероятных противников. Этот самолет проектировался с поисково-прицельной системой "Беркут" и набором средств для поражения подводных лодок на базе самолета Ту-95РЦ, который в тот период ОКБ разрабатывало для ВМФ.
|
Истребитель Ла-5 был разработан КБ С.А.Лавочкина весной 1942 года. Этот самолет явился следствием проведенной модификации самолета ЛаГГ-3. При модификации этого самолета, конструкторы ориентировались на новый преспективный мотор воздушного охлаждения М-82 А.Д.Шевцова. Благодаря существенно большей его мощности в сравнении М-105П истребитель ЛаГГ-3 приобрел те качества, которых ему так недоставало: существенно возросла скорость и скороподъемность, улучшилось вертикальная маневренность. Этот самолет был запущен в серию под маркой Ла-5, и первые авиационные полки, имевшие на вооружении этот истребитель, появились на фронте уже осенью 1942 года под Сталинградом. Вооружение самолета состояло из двух пушек ШВАК. Мотор М-82 воздушного охлаждения имел большую живучесть, чем мотор жидкостного охлаждения, и одновременно являлся защитой от огня противника с передней полусферы. С весны 1943 года на фронт начал поступать уже улучшенный вариант этого истребителя - Ла-5Ф, имевший более мощный мотор М-82Ф и лучший обзор из кабины летчика. В том же году в серию пошла самая совершенная модификация истребителя - Ла-5ФН. При создании этого самолета конструкторы реализовали все мероприятия по улучшению аэродинамики, рекомендованные ЦАГИ на основании обширных исследований в аэродинамических трубах, уменьшили вес конструкции и поставили более мощный новый мотор М-82ФН (с 1944 года АШ-82ФН). Ла-5ФН был одним из самых легкоуправляемых истребителей, отлично держался в глубоком вираже и обладал не только высокой скоростью и скороподъемностью, но и исключительно хорошими маневренными данными. Ла-5ФН попали на фронт летом 1943 года и участвовали в сражении на Курской дуге. Воздушные бои показали превосходство Ла-5ФН над лучшими модификациями немецких истребителей. По своей боеспособности Ла-5ФН в 1943 году стал сильнейшим истребителем воздушного боя на советско-германском фронте. Всего было построено 10000 самолетов Ла-5 в 4 модификациях.
Летно-технические характеристики
Самолет
|
Ла-5
|
Ла-5ФН
|
Год выпуска
|
1942
|
1943
|
Мотор
|
М-82
|
М-82ФН
|
Мощность
|
1700 л.с.
|
1850 л.с.
|
Длина самолета
|
8,67 м
|
8,67 м
|
Размах крыла
|
9,8 м
|
9,8 м
|
Взлетный вес
|
3360 кг
|
3290 кг
|
Максимальная
скорость
|
у
земли
567 км/ч (535 км/ч **)
на высоте 6250 м
580 км/ч
|
у
земли
567 км/ч (583 км/ч **)
на высоте 6250 м
634 км/ч
|
Время набора
высоты 5 км
|
6,0 мин (5,7
мин) **
|
5,3 мин (4,7
мин)**
|
Время виража
|
22 сек
|
19-20 сек
|
Практический
потолок
|
9500 м.
|
10000 м.
|
Дальность полета *
|
660 км.
|
590 км.
|
Вооружение
|
2 пушки 20
мм
|
2 пушки 20
мм
|
* - на скорости, состовляющей 90% от максимальной.
** - с использованием 10 минутного форсажа.
|