МиГ-19
Самолет истребитель МиГ-19 был первым серийным сверхзвуковым самолетом, построенным в ОКБ А.И. Микояна в 1954 году. Он развивал максимальную скорость 1450 км/ч. Самолет имел крыло с углом стреловидности 55 градусов и цельноповоротное горизонтальное оперение.
Як-3
Самолет истребитель Як-3 был спроектирован в КБ А.С.Яковлева в 1943 году. Проектирование Як-3 было ориентировано в первую очередь на резкое повышение летных данных, чтобы обеспечить ему решающее превосходство в воздушных боях с истребителями противника.
Ла-7
Истребитель Ла-7 был разработан КБ С.А.Лавочкина в начале 1944 года. В 1943 году в ЦАГИ продолжились интенсивные экспериментальные исследования по дальнейшему улучшению аэродинамики истребителя Ла-5ФН.
|
Этот истребитель разрабатывался под руководством триумвирата конструкторов: С.А.Лавочкина, В.П.Горбунова и М.И.Гудкова. Опытный образец его, называвшийся И-301, вышел на испытания в марте 1940 года, вскоре после И-26 (Як-1) А.С.Яковлева. Отличительной особенностью конструкции И-301 было широкое применение такого нового тогда материала, как дельтадревесина (пластифицированная древесина, обладающая большей прочностью). Металл использовался только там, где без него нельзя было обойтись (стальная монорама, капоты мотора из дюралевых сплавов). Такой подход к проектированию был вынужденным. Суть заключалась в том, что возможности цветной металлургии не поспевали за резко возросшими в предвоенные годы потребностями самолетостроения. Единственный путь, позволявший в этих условиях наладить массовый выпуск новых боевых самолетов новых боевых самолетов, заключалась в использовании дерева. Оно в большей или в меньшей степени применялось в конструкции и других самолетов, в частности, Як-1 и МиГ-1, а И-301 наиболее полно воплощал в себе идею цельнодеревянной машины, что считалось его большим преимуществом. На И-301 поставили пушку 23 мм и два синхронных пулемета БС (12,7 мм), в дополнение к которым могли устанавливаться еще два ШКАС (7,62 мм). И-301 прошел испытания в целом успешно. Однако перед организацией серийного производства было выдвинуто дополнительное требование о повышении дальности полета до 1000 км. Конструкторам пришлось установить дополнительные баки, хотя тогда уже было ясно, что с таким запасом топлива самолет будет слишком тяжел. Первые серийные самолеты, получившие марку ЛаГГ-3, начали сходить с конвейера в 1941 году. Так же как Як-1 и МиГ-3, этот истребитель в первый период Великой отечественной войны стал одним из основных самолетов нового поколения советских ВВС. Состав вооружения ЛаГГ-3 в процессе серийной постройки менялся. На наиболее типичном для 1941 года варианте оно составляло из пушки калибра 20 мм и синхронных пулеметов - одного БС и двух ШКАС. Кроме того, под крылом можно разместить 6-8 реактивных снарядов. К сожалению, при освоении ЛаГГ-3 в производстве в процессе его доводки не удалось сохранить его высокие летные данные. Особенно сильно снизилась скорость. Наиболее успешно ЛаГГ-3 действовал против бомбардировщиков противника, где его превосходство в летных данных и мощь вооружения имели решающее значение. Хорош этот самолет был и для выполнения штурмовых задач. Но все же летчикам на ЛаГГ-3 чаще приходилось вести воздушные бои с истребителями противника. Здесь со всей очевидность проявились недостатки ЛаГГа, обусловленные слишком большим весом. По основным показателям он уступал Мессершмитту Bf-109E и Bf-109F. По решению Государственного Комитета Обороны на одном из самых мощных авиационных заводов, выпускавших ЛаГГ-3, их производство было прекращено. Вместо ЛаГГа там был налажен выпуск истребителей Як, а ЛаГГ-3 продолжали строить на заводе в Тбилиси. Там под руководством В.П.Горбунова в 1942-1943 году провели работы по повышению боеспособности ЛаГГ-3. На истребитель установили более мощный мотор М-105ПФ, облегчили конструкцию, сняли часть вооружения, уменьшили запас топлива и улучшили аэродинамику. В результате по основным летным данным ЛаГГ-3 практически сравнялся с Як-1, хотя и уступал последнему в пилотажных качествах. Всего за 1941-1944 год было построено 6528 истребителей ЛаГГ-3.
Летно-технические характеристики
Самолет
|
ЛаГГ-3
|
ЛаГГ-3
|
Год
выпуска
|
1941
|
1943
|
Мотор
|
М-105П
|
М-105ПФ
|
Мощность
|
1100
л.с.
|
1210
л.с.
|
Длина
самолета
|
8,81
м
|
8,81
м
|
Размах
крыла
|
9,81м
|
9,81
м
|
Взлетный
вес
|
3280
кг
|
2990
кг
|
Максимальная
скорость
|
у земли
474 км/ч
на высоте 5000 м
577 км/ч
|
у земли
542 км/ч
на высоте 3960 м
592 км/ч
|
Время
набора высоты 5 км
|
8,5
мин
|
5,6
мин
|
Время
виража
|
24,5
сек
|
18-19
сек
|
Практический
потолок
|
9300
м.
|
9500
м.
|
Дальность
полета *
|
700
км.
|
650
км.
|
Вооружение
|
1
пушка 20 мм
1 пулемет
12,7 мм
2 пулемета
7,62
мм
|
1
пушка 20 мм
1 пулемет
12,7 мм
|
* - на скорости, состовляющей 90% от максимальной.
|