МиГ-29
Разработка легкого фронтового истребителя 4-го поколения МиГ-29 велась в ОКБ им. А.И.Микояна с 1974 года. Самолет должен был принять у МиГ-21 и МиГ-23 эстафету основного истребителя ВВС Советского Союза и превосходить в воздушных боях новейшие в то время американские истребители F-15 и F-16.
У-1
Учебный самолет У-1 представлял собой копию самолета Авро 504К и предназначался для обучения летчиков. Самолет представлял собой биплан с ротативным мотором М-2 мощностью 120 л.с. Для обучения морских летчиков выпускался поплавковый вариант этого самолета, называвшийся МУ-1.
Як-4 (ББ-22)
В 1939 году в КБ А.С.Яковлева был разработан быстроходный, с высокой аэродинамикой и обтекаемыми формами двухмоторный разведчик Як-4. Максимальная скорость этой машины была 575 км/ч. Як-4 превысил скорость бомбардировщика СБ на 150 км/ч и это при одинаковых используемых двигателях.
|
Проектирование нового четырехмоторного тяжелого бомбардировщика ТБ-3 (АНТ-6) в КБ А.Н.Туполева началось в 1925 году. Опытный экземпляр был поднят в воздух летчиком М.М.Громовым 22 декабря 1930 года. После проведения успешных летных испытаний самолет рекомендовали к серийному выпуску. Серийное производство началось в 1932 году. Первые серийные машины оснащались моторами жидкостного охлаждения М-17. По своей схеме самолет ТБ-3 представлял собой дальнейшее развитие ТБ-1, но значительно превосходил его по грузоподъемности, дальности и взлетному весу. В 1931 году под руководством А.А.Микулина был создан первый удачный мощный мотор отечественной конструкции М-34. Этими моторами и стали оснащаться серийные ТБ-3. С непрерывным улучшением мотора М-34, происходило и улучшение бомбардировщика. С 1934 года ТБ-3 выпускался с редукторными М-34Р, которые заметно улучшили летные характеристики самолета. Со снятым вооружением такие самолеты совершили в 1934 году перелеты в Варшаву, Париж и Рим. В 1934 году самолет был модернизирован. На него установили новые моторы М-34РН, оборудованные нагнетателями, улучшили аэродинамику и оборонительное вооружение. Эти бомбардировщики стали выпускаться серийно с 1935 года. В 1936 году летчиком Юмашевым А.Б. на ТБ-3 были установлены несколько мировых рекордов подъема груза на высоту. В 1937 году на четырех специально переоборудованных самолетах экипажи летчиков М.В.Водопьянова, В.С.Молокова, И.П.Мазурука и А.Д.Алексеева совершили воздушную уникальную операцию по высадке на лед в районе Северного полюса полярной экспедиции во главе с И.Д.Папаниным. Последняя модификация ТБ-3 с еще более мощными моторами М-34ФРН выпускались с 1936 года. ТБ-3 широко использовались как бомбардировщики в боевых операциях против японцев на Халхин-Голе в 1939 году. Применялись они и в первые годы Великой Отечественной войны на Северном фронте и в районе Смоленска как бомбардировщики и десантные самолеты. Большое число ТБ-3 (Г-2) со снятым вооружением использовались как грузовые и пассажирские самолеты на Крайнем Севере и на юге страны. Всего было построено 818 самолетов этого типа.
Летно-технические характеристики
Моторы
|
М-17
|
М-34РН
|
Мощность
|
4*680
л.с.
|
4*970
л.с.
|
Длина
самолета
|
24,5
м.
|
25,18
м.
|
Размах
крыла
|
39,5
м.
|
41,62
м.
|
Нормальный
взлетный вес
|
17200
кг.
|
18700
кг.
|
Максимальный
взлетный вес
|
20000
кг.
|
21000
кг.
|
Максимальная
скорость *
|
179
км/ч
|
288
км/ч
на высоте
4200 м.
|
Практический
потолок
|
3800
м.
|
7740
м.
|
Дальность
полета с нормальной
бомбовой нагрузкой
|
2250
км.
|
1960
км.
|
Бомбовая
нагрузка нормальная
|
2000
кг.
|
2000
кг.
|
Бомбовая
нагрузка максимальная
|
4000
кг.
|
4000
кг.
|
Оборонительное
вооружение
|
6
пулеметов
7,62 мм.
|
4
пулемета
7,62 мм.
|
* - на номинальном режиме работы моторов.
|